ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ АНТИФРИЗ?
К выбору моторного масла большинство автомобилистов относится внимательно, а вот к выбору антифризов чаще всего — поверхностно. Обычно охлаждающую жидкость они выбирают по цене или цвету, не учитывая рекомендаций производителей авто. Но неправильный выбор антифриза нередко становится причиной проблем с техникой. Каких именно?
Антифриз: понятие, функционал, классификация
Антифриз — автомобильная охлаждающая жидкость с низкой температурой застывания. Ее основное назначение — охлаждать детали двигателя и других термонагруженных агрегатов, тем самым предотвращая их перегрев и выход из строя. Кроме того, антифриз позволяет эксплуатировать транспортные средства в морозы, а также защищает систему охлаждения от таких негативных факторов, как кавитация, накипь и отложения, коррозия, повышенный износ уплотнений и водяного насоса.
Большинство антифризов на нашем рынке производится на основе моноэтиленгликоля и дистиллированной воды. Дальше в них добавляются различные типы присадок, по которым антифризы делятся на:
* неорганические (традиционные) — к ним относится ТОСОЛ и его модификации;
* карбоксилатные;
* гибридные;
* лобридные.
Неорганическая технология Inorganic Additive Technology (IAT) BS 6580 |
Карбоксилатная технология Organic Additive Technology (OAT) |
Гибридная технология
Hybrid Organic Additive |
Лобридная технология Low Hybrid Organic Additive |
Карбоксилатные или G12. Антифризы этой группы чаще всего окрашивают в красный цвет. В составе — карбоновые кислоты, которые отлично защищают металлы, содержащие элементы железа или алюминия, от коррозии. Эти антифризы не образуют защитный слой на всех поверхностях системы охлаждения. Вместо этого адсорбируются только на участках появления коррозии, препятствуя ее распространению.
Гибридные антифризы (G11). Обычно окрашены в зеленый, бирюзовый, синий или желтый цвет. Для их производства используют силикаты и фосфаты. В отличие от карбоксилатных, гибридные антифризы при попадании внутрь системы сразу образуют защитный слой на всех ее элементах.
Лобридные антифризы (G12++). Окрашены преимущественно в фиолетовый. В их составе — органические кислоты, силикаты и небольшое количество минеральных присадок. По своей сути это соединение гибридных и карбоксилатных антифризов: они образуют защитную пленку, но присадки срабатывают только при возникновении коррозии.
Главное отличие лобридных антифризов — расширенный срок эксплуатации (но только при заливке в новый двигатель).
ВАЖНО: При выборе антифриза не ориентируетесь только на его цвет. Внимательно изучайте состав и тип, а также учитывайте рекомендованные производителем стандарты и спецификации, указанные в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
В ассортименте C.N.R.G. представлены неорганические, карбоксилатные и гибридные антифризы. Выбрать нужный вы можете в разделе «Антифризы».
Стандарты для антифризов
Чтобы не ошибиться с выбором подходящего антифриза, нужно не только знать стандарты, но и понимать, что они означают. Это особенно актуально в том случае, если вы долгое время пользовались продуктом одного бренда, а затем решили перейти на другой.
Всего есть 5 стандартов:
Название стандарта |
Расшифровка |
BS 6580 |
Английский отраслевой стандарт. Минимальные требования к антифризам по антикоррозионным свойствам и температуре кристаллизации. |
ASTM D 3306 |
«Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации» (ASTM D 4656 — разбавленные, готовые к применению). Антифризы, удовлетворяющие данному стандарту, подходят для использования в легковых автомобилях и легких грузовиках. |
ASTM D 4985 |
«Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля с низким содержанием силиката для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации» (ASTM D 5345 — разбавленные, готовые к применению), требующие начального введения дополнительной добавки к охлаждающей жидкости Supplemental Coolant Additive (SCA). |
ASTM D 6210 |
Стандартная спецификация на полностью формулированные охлаждающие жидкости на основе гликоля, предназначенные для тяжело нагруженных двигателей (Heavy Duty- HD). Данная спецификация разработана для высокомощных дизельных двигателей и включает в себя высокие требования по предотвращению кавитации и требует добавления нитритов в составе присадки SCA. |
ГОСТ 28084-89 |
Отечественный стандарт для охлаждающих жидкостей (ТОСОЛ). Не включает никаких эксплуатационных тестов, только лабораторные испытания. |
Ошибки при выборе антифризов
При выборе охлаждающей жидкости водители чаще всего совершают одну из 4 ошибок:
-
Ориентируются только на цвет. Изначально все антифризы — бесцветны. Цвет им придают красители, которые добавляют для придания жидкости «индивидуальности». Один и тот же антифриз может быть как синим, так и красным. Поэтому его свойства никак не зависят от цвета.
-
Выбор по цене. Часто бюджетные антифризы производятся из дешевых заменителей качественных присадок и базы. Поэтому низкая цена — не лучший ориентир.
-
Не учитывают класс нагруженности двигателя. Для этого нужно знать стандарты, которые указаны выше. Если вы ездите по городу, т.е. у автомобиля «легкие условия эксплуатации», то ориентируетесь на стандарт ASTM D 3306. Ну а если это «тяжелые условия», например, бездорожье, долгие поездки, то на ASTM D 4985 и ASTM D 6210.
-
Не учитывают рекомендации производителя техники. Не забывайте уточнять, какой антифриз рекомендует производитель вашего авто. Ему лучше известны качества автомобиля и особенности его эксплуатации.
Проблемы, которые появляются при неправильном подборе антифриза
По статистике от 22 до 40% неисправностей двигателя связаны с нарушениями в его системе охлаждения, вызванными неправильно подобранным антифризом.
Самые частые проблемы в этом случае:
-
Коррозия
-
Выпадение осадков
-
Блокировка каналов гелем
-
Кавитация
-
Застывание
Коррозия
Это разрушение металлов и сплавов в результате реакций, возникающих при их соприкасании с окружающей средой.
Ее продукты разрушают гильзы цилиндров и помпу, а также засоряют узкие каналы, по которым течет охлаждающая жидкость. В результате может быть нарушена нормальная работа системы охлаждения, что повлечет за собой рост рабочей температуры двигателя и, как следствие, увеличит риск появления поломки.
Выпадение осадков
С этой проблемой сталкиваются те, кто использует неорганические антифризы, а также концентраты в случае их неправильного разбавления. Именно они характеризуются образованием осадков и нерастворимых частиц.
Также осадки образуются при использовании жесткой воды, содержащей большое количество кальция и магния. Антифриз должен содержать только дистиллированную, т.е. очищенную от посторонних примесей воду.
Осадки засоряют радиаторы и другие элементы системы охлаждения, ухудшая их теплоотдачу, что может приводить к перегреву двигателя вплоть до появления задиров* на стенках цилиндров, коксованию масла и залеганию поршневых колец.
* Задиры — повреждения на стенке цилиндра или поршня. Появляется при уменьшении расстояния между этими элементами ниже допустимого уровня, из-за чего возникает их контакт.
Блокировка каналов гелем
С проблемой гелеобразования сталкиваются автовладельцы, которые используют неорганические и силикатсодержащие антифризы. Примерно через 2 года работы такие охлаждающие жидкости начинают образовывать нерастворимые гели, которые блокируют каналы, ухудшая теплообмен. И результат тот же: перегрев двигателя, а в дальнейшем его выход из строя.
Поэтому, по истечению указанного срока, лучше проводить полную замену антифриза.
Кавитация
Это процесс образования пузырьков пара в быстротекущих жидкостях. Они лопаются при давлении в 1000 атмосфер и огромной скорости. Их микро-взрывы постепенно разрушают металл, поэтому при длительной кавитации стенка цилиндра может получить сквозное повреждение.
Лучше всего от кавитации защищают антифризы, содержащие нитриты и молибдаты. Как правило, это карбоксилатные, гибридные и лобридные продукты.
Застывание
С такой проблемой вы столкнетесь, если зальете в авто некачественный антифриз или воду. Но в случае с антифризом с двигателем ничего не случится: при застывании он не расширится, а значит не разорвет цилиндры.
Однако пуск двигателя с застывшим антифризом может привести к другим повреждениям, как элементов системы охлаждения, так и двигателя в целом. Для предотвращения застывания рекомендуем выбирать качественные антифризы с оптимальной концентрацией моноэтиленгликоля и воды .
Какой вывод из всего вышесказанного можно сделать? Когда вы выбираете антифриз, не смотрите на цену и его цвет. Ориентируетесь на рекомендации произволителя, окружающие условия эксплуатации и нагрузки на двигатель. И тогда вы подберете ту охлаждающую жидкость, которая лучше всего подойдет для обслуживания вашего автомобиля, и не столкнетесь с теми проблемами, которые описаны в этой статье.
Просмотры: 1040